03:09
+19 C°
Пробки:   0
$
68.6319
77.9658

Почему Tesla скоро «убьют» и кто это сделает?

1 августа 2019 года
1970
Почему Tesla скоро «убьют» и кто это сделает?

Компания Tesla, несмотря на все негативные прогнозы сегодня является лидером по продаже электромобилей. Однако ряд предпосылок говорит о скорой кончине бренда. Почему это произойдет и кто все-таки станет «убийцей» детища Илона Маска? 
 
Компания Tesla с самого начала существования привлекала к себе внимание. Частично благодаря своему основателю, частично благодаря ярким заявлениям и отличному маркетингу. И хотя первый опыт оказался неудачным и компания практически обанкротилась, в итоге большие автопроизводители увидели в этом потенциал и поддержали финансами и технологиями интересное для них направление развития автомобилей. И в итоге получилась Tesla Model S, совместившая в себе технологии электромобиля и привычные проверенные временем элементы от таких гигантов автопрома, как Mercedes. В сочетании с сетью фирменных зарядных станций она быстро завоевала сердца американцев и европейцев. Продажи росли, но… росли и убытки, достигнув в 2018 году одного миллиарда долларов!  
 
Как же так? Все просто — в проекте «Тесла» очень много денег тратится на разработки, маркетинг и развитие, а «маржа» в конкретные автомобили закладывается небольшая, чтобы сделать их относительно доступными (как минимум не сильно дороже бензиновых аналогов в своем классе). 
 
Следовательно, если сверхприбылей нет (а их нет), чтобы направить деньги на исследования, на новый завод, на новые зарядные станции и так далее, их нужно откуда-то взять. И Илон Маск нашел очень простой способ — брать деньги у инвесторов и использовать их на развитие компании.  
 
У любого человека, который умеет считать, может появиться вопрос — а зачем же инвесторы дают деньги, если компания Tesla постоянно терпит убытки и никак не может заработать денег? Правильный ответ на этот вопрос дал еще в середине ХХ века философ Л. Рон Хаббард: «Деньги — это идея подкрепленная доверием». А если разобраться в том, почему крупные и весьма серьезные инвесторы доверяют деньги «убыточной» компании, мы поймем и то, почему относительно скоро ее похоронят. 
 
Начнем с начала, а точнее с первых крупных инвестиций, которые спасли Tesla после провала с их первым автомобилем Tesla Roadster.  
 
Когда компания стояла на коленях, про нее знали только несколько автомобильных экспертов, а большинство статей в прессе смеялись над неудачей с первой машиной, Mercedes (а точнее, компания Daimler-Chrysler) решает поделиться технологиями и деньгами. Причем технологии тут имели даже более важное значение, ведь одно дело разрабатывать собственную подвеску, или даже купить лицензию, а другое получить партнера, который поможет поставить уже готовое решение, проверенное на схожих по массе, мощности и задачам автомобилях и помочь в его подгонке и настройке. В ситуации, в которой была Tesla в то время, это даже более важно, чем непосредственные инвестиции. 
 
И на данном примере мы можем понять как это работает. Маск — это идеалист и фанатик, конечно же в хорошем смысле этого слова. Подобно Стиву Джобсу, который на заре занятия бизнесом мало интересовался прибылями, но крайне заботился о появлении новых технологий и развитии индустрии. Такие как Маск не забрасывают проекты, потому что они не приносят достаточно денег, а доводят их до логического завершения, во имя развития технологии и изменения мира. 
 
Но на том же примере Джобса, мы можем увидеть, что когда мир меняется, все кто интересуется чисто бизнесом, начинают зарабатывать на изменениях. При этом не проходя долгий и ооооочень затратный путь исследований, попыток и испытаний. В свое время недальновидность именно в этом вопросе уничтожила компанию Nokia. Самый сильный игрок рынка мобильных телефонов не распознал будущее, которое пришло и оказался в аутсайдерах. Что было бы с корпорацией, если они подобно Samsung бросили бы свои кнопочные телефоны и вложились в сенсорные аналоги iPhone? Учитывая огромное количество лояльных пользователей и постоянных клиентов, Nokia могла бы сохранить лидерство и ни о каком Samsung (применительно к мобильным телефонам) мы бы и не услышали. 
 
Так вот, Mercedes поддержав Tesla решил инвестировать свои далеко не новые и не эксклюзивные технологии в будущее. Да, на первый взгляд это убыточная затея, но если бы концерн сам занялся разработкой с нуля, это стоило бы значительно больших денег! А тут они наверняка либо продавили решение Маска про открытые патенты, либо уговорили его по ходу работы. Как бы то ни было, основные риски, связанные с испытанием и внедрением новых технологий (включая репетиционные), Mercedes таким образом делегировал Tesla, а все плюсы сможет использовать в тот момент, когда увидит не только стабильный спрос на электромобили, но и рентабельность их производства. 
 
Ведь что мы имеем спустя 8 лет серьезной работы корпорации Илона Маска? Все США и Европа насыщены инфраструктурой для электромобилей, даже в Москве сегодня появилась более-менее вменяемая сеть зарядок. А ведь именно отсутствие инфраструктуры является основным сдерживающим фактором для массового приобретения электромобилей. 
 
Когда инфраструктура будет полностью готова, привычна и понятна покупателю, когда электромоторы большой мощности и батареи большой емкости станут дешевле в производстве, а сама концепция электромобиля перестанет быть уделом отдельных фанатов (пусть даже в мире их десятки тысяч), став чем-то модным, понятным и реальным для людей, тут на рынке появится предложение от Mercedes. Но еще хуже для Tesla, что появятся предложения от других корпораций, с которыми сотрудничает немецкий гигант, включая Fiat (который сегодня владеет такими компаниями как Chrysler, Dodge, Jeep и другие). То есть не премиальный бренд за премиальные деньги, а вполне себе массовые автомобили для среднего класса.  
 
Да, вряд ли они будут такими же быстрыми как Тесла, вряд ли там будет пневмо-подвеска и запас хода в 400 км на одной зарядке. Но даже если разгон до первой сотни будет укладываться в 8 секунд а одной зарядки хватит на уверенные 200 км пробега, эти параметры устроит большинство автолюбителей! И пока угрозу Тесла предрекают со стороны Китая, где уже начали делать клоны за $30000, основная угроза для корпорации исходит от тех, кто все эти годы не давал ей умереть и подпитывал инвестициями. Ведь как только эти инвесторы сочтут рынок готовым, те же деньги они направят в свои проекты, в свои компании, и одной рукой перекроют поток многомиллионных инвестиций, а другой выпустят конкурента. И у этого конкурента не будет детских болячек, по качеству сборки, плохим материалам слабой шумо-изоляции и так далее. При этом новые игроки будут пользоваться инфраструктурой, раскрученным брендом экологичности электромобилей и другими благами, которые Tesla и Илон Маск добывали через большое количество усилий.

И знаете что? Это не хорошо и не плохо. Это умный подход умеющих считать деньги людей. Понимает ли это Маск? Хочется верить, что да. Ведь пока положение дел устраивает всех — Илон развивает компанию и реализует мечту, корпорации и инвесторы экономят деньги на разработке и обкатке технологий, и даже потребитель в итоге выиграет, потому что для конкуренции с Тесла надо предложить что-то, что будет с одной стороны лучше, а с другой чуть дешевле. 
 
Вот в таком мире мы живем. Все порой не такое, каким кажется на первый взгляд. При этом без всякой конспирологии, планеты Нибиру и заговора нефтяников. Ничего сверхъестественного — просто бизнес. Умный бизнес. 
 
Артем Кузнецов

 

Метки: финансы, Tesla, Array
Раздел: Бизнес

Новости по теме

Смотреть все
Представители  малого и среднего бизнеса Ростовской области подключены к системе дистанционного банковского обслуживания РСХБ
22 мая 2020
1824
Представители малого и среднего бизнеса Ростовской области активно пользуются преимуществами дистанционного банковского обслуживания (ДБО) в Россельхозбанке.  С начала текущего года в Ростовской
Жители Дона могут оформить в Россельхозбанке полис страхового продукта «Защита от коронавируса»
22 мая 2020
1843
АО СК «РСХБ-Страхование» представил полис «Защита от коронавируса», предусматривающий страховые выплаты в случае госпитализации или летального исхода из-за заболевания COVID-19
Ростовский региональный филиал РСХБ запускает цифровые кредитные карты Visa и Mastercard для новых клиентов
21 мая 2020
1831
В ближайшее время в РСХБ станет доступно использование кредитной цифровой карты для новых клиентов. Такая карта создается в цифровом виде в режиме онлайн через Мобильный банк, в защищенном приложении,
РСХБ предлагает жителям Ростовской области дистанционные услуги
21 мая 2020
1752
Специалисты банка анонсировали возможности биометрической системы и голосового помощника В связи с введением ряда ограничительных мер в условиях распространения коронавирусной инфекции Россельхоз
Ростовский филиал Россельхозбанка предлагает клиентам льготную ипотеку под 6,3%
29 апреля 2020
1842
АО «Россельхозбанк» начинает работу в рамках новой государственной программы «Ипотека с господдержкой 2020» для оказания помощи гражданам и строительной отрасли. Ставка по прод

Последние новости

Смотреть все
Хазин жестко раскритиковал антикризисный план правительства России
7 июня 2020
97
Правительство России утвердило антикризисный план, направленный на восстановление экономики после пандемии. Экономист Михаил Хазин изучил документ и подверг его жесткой критике. Эксперты считается, ч
Голубев рассказал о рекордном росте безработицы в Ростовской области
6 июня 2020
332
В Ростовской области наблюдается рекордный с 1991 года уровень безработицы. Ситуацию на форуме «Новые вызовы. Новые решения» прокомментировал губернатор Василий Голубев. Регион никогда не
В России установят почасовой МРОТ
6 июня 2020
338
В России работодателей обяжут начислять зарплаты по новым правилам. В их основе ляжет почасовой МРОТ. Соответствующее постановление принято на заседании правительства. После вступления закона в силу
Костин назвал дату восстановления экономики России
5 июня 2020
541
Экономика России вступит в период «значительного восстановления» в июне. Примерную дату выхода из кризиса назвал председатель ВТБ Андрей Костин. Костин считает, что в июне инвесторы оценя
На рынках Ростова соблюдаются все рекомендации по профилактике COVID-19
4 июня 2020
552
Согласно результатам проведенного в областной столице мониторинга, расположенные на её территории рынки в полной мере соблюдают как обязательные санитарно-эпидемиологические нормы, так и рекомендации
Следуйте за нами