В набирающем обороты процессе глобализации каждый народ, каждый этнос и даже отдельно взятая семья оказываются под угрозой «размытия» бурными потоками общемировых трендов. Массовая культура, которая сочится из каждого утюга и гаджета, обилие примеров «успеха» и роскошной жизни, транслируемых в соцсетях и мессенджерах, создают человека клипового мышления, которого мало что волнует в этой жизни, кроме как заработать, погулять и быть известным. Желательно на весь мир.
Манипуляции патриотизмом
Впрочем, истинных космополитов не так много, и в конце концов однажды перед всеми встает вопрос, что такое «Я», какова его цель, и где его место в обществе и истории. Подобные вопросы с точки зрения психологии являются защитной реакцией, призванной сохранить собственное «я» в мутном водовороте глобализации. Кто-то отвечает на обозначенные вопросы поисками личной индивидуальности и неповторимости, а кто-то мыслит масштабами страны и народа.
В последнем случае источником вдохновения часто становится патриотизм. Однако это слишком емкое слово, в которое при легкомысленном подходе порой может уместиться много такого, что совсем бы и не желательно. Например, известный американский социолог Сэмюэл Хантингтон в одной из своих самых популярных работ «Столкновение цивилизаций» ссылался на роман Майкла Дибдина «Мертвая лагуна», где представлен весьма мрачный вариант патриотизма: «Если мы не ненавидим того, кем мы не являемся, мы не можем любить того, кем мы являемся». Сам Хантингтон на основе такого заключения делает более конкретный вывод, полагая, будто «для людей, которые ищут свои корни, важны враги».
Конечно, это типичная манипуляция. Такое описание патриотизма обусловлено исходным расчетом на невежество, когда в поисках индивидуального человек не знаком ни с собственной культурой, языком и традициями, ни с культурой других народов. Основанный на «силе незнания» патриотизм действительно может приводить к зловещим результатам, но на то и существует просвещение, чтобы лучшие порывы человечества оборачивать в позитивное русло.
Патриотическое воспитание
Председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин недавно заявил, что школьное образование «должно включать не только знания и навыки, но и духовные, моральные ценности, которые формируют личность, гражданина, объединяют общество». С 1 сентября 2021 года в российских школах будет введена программа патриотического воспитания, которая направлена на формирование у учащихся системы правильных ценностей и осознание себя как гражданина большого государства.
Подробности программы отражены в приказе Министерства просвещения РФ «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» (ФГОС). В документе ясно сказано, что образование среди прочего должно способствовать личному, патриотическому и духовно-нравственному развитию учеников, которые должны иметь представления о месте России в мире, ее культурном и технологическом развитии.
В вопросе патриотического воспитания применительно к такой многонациональной стране, как Россия, важное место занимает поддержание традиций, сохранение культурных особенностей народов. Именно поэтому значимую роль здесь играет дополнительное образование, кружки, вебинары и прочие мероприятия, которые помогают глубоко и с любовью познавать родной язык и культуру.
В 2021 году в России был учрежден фонд «Национальное Возрождение», который создал президент ФЛНКА (Федеральной Лезгинской Национально-культурной автономии) Ариф Пашаевич Керимов. Президентом фонда стал сын Арифа Керимова Токай Керимов. Фонд занимается реализацией программ и проектов в области культуры, истории, науки и образования – в общей сложности более 10 различных направлений развития.
Ариф Керимов отмечает, что патриотическое воспитание эффективно главным образом в детском или юношеском возрасте, поскольку «сознание и душа человека способны искренне, с интересом познавать мир, искать свое место в нем, слушать и слышать, сомневаться, пробовать, ошибаться, но смело идти дальше» (цитирует Новые известия). В профессиональной биографии Арифа Керимова есть опыт работы учителем средней школы в Азербайджанской ССР, есть и большой опыт управления на взрослом уровне, поэтому он может сопоставлять личный опыт и делать из него выводы. По мнению главы ФЛНКА, «каждый человек имеет право гордиться своими корнями, ценить и любить тот народ, важной частью которого он является».
Ариф Пашаевич настаивает, что знание культуры и языка являются важнейшим компонентом самосознания. А если человек не владеет языком своих предков, он «полностью оторван от корней и не причастен к традициям своего народа» и, соответственно, не может «ощущать себя частью чего-то большого и значимого».
Токай Керимов в продолжение мысли отца замечает, что «язык народа сберегает целостность этноса».
Внимание к традициям и опыту гармоничного сожительства общностей людей и этнических групп, постоянно проживающих на одной территории, является ключевым компонентом выстраивания единой культурной жизни, которая не вычеркивает из себя исторические и этногеографические особенности. На этом принципе всегда строилось российское государство – одно из немногих государств в мировой истории, сумевших обратить этническое разнообразие населяющих ее народов в силу единства и дружбы.
Поэтому патриотические инициативы, продвигаемые в российских республиках и вплетенные в федеральные программы, существенно способствуют укреплению единства народов многонациональной России.